Предназначением электронного документооборота и делопроизводства является автоматизация процесса документооборота в государственных и коммерческих организациях, предприятиях независимо от их размеров, рода деятельности и форм собственности. С помощью системы осуществляется:
- автоматизация традиционного делопроизводства;
- упорядочение работы корреспонденцией (как входящей, так и исходящей);
- оптимальная организация передвижения внутренней документации на предприятии;
- работа с обращениями клиентов, граждан;
- облегчается задача организации электронного архива документов.
В настоящее время делопроизводство часто называется “документационным обеспечением управления”, поскольку документы особенно ценны для управления.
Требования к документообороту
- Вся важная информация должна отражаться в документах.
- Их хранение организуется таким образом, чтобы как для руководителя, так и для рядового работника была возможность быстро находить требуемый документ.
- Еще одной задачей ДОУ является возможность постоянного контроля заданий и поручений, поскольку при невыполнении принятых решений даже идеальные технологии управления не смогут эффективно работать.
- Другая задача документооборота – внедрение и последующая организация самых передовых методов работы с документами. По этой причине инициатором внедрения электронного документооборота и делопроизводства должен стать руководитель предприятия.
- Важно обеспечить надежность хранения документации.
- Еще одно условие - обязательность исполнения принятых решений.
- Работа с документами не должна тормозить деятельность организации или предприятия.
Внедрение электронного документооборота и делопроизводства позволяет решить все указанные проблемы. Последующее надежное хранение документов возможно при организации электронного архива.
Особенности СЭД для различных организаций
Государственные органы, крупные предприятия с государственным участием используют форму административного делопроизводства. Ее отличием является обязательность следующих действий:
- тотального учета документов;
- фиксации этапов их движения;
- долгосрочного хранения.
Коммерческие предприятия среднего и небольшого размеров в большинстве случаев используют форму электронного документооборота и делопроизводства, которая позволяет решать задачу управления документацией в ограниченных масштабах.
В таких случаях учитываются самые важные документы. По ним должны быть требования со стороны государства относительно учета и последующего хранения.
Важность документа зависит от масштабов риска в случае несвоевременной обработки, выполнения, утери или искажения. К категории наиболее важных, как правило, относятся:
- переписка с государственными органами;
- переписка с заказчиками, поставщиками;
- договорная документация;
- должностные инструкции;
- документы, относящиеся к кадровому учету.
Вся необходимая документация должна сохраняться.