Пн-пт с 9:00 до 20:00

Основные положения закона о территориях опережающего развития

ФЗ «О территориях опережающего развития» №473-ФЗ был подписан президентом 29 декабря 2014 года и вступил в действие через 90 дней - т. е. в конце марта 2015 года. Он вызвал бурные обсуждения в российском обществе, которые ведутся до сих пор. Что же такого спорного содержит закон о территориях опережающего развития, или ТОРах? Давайте рассмотрим основные моменты.

Закон предусматривает создание свободных экономических зон в определенных регионах Российской Федерации, которые нуждаются в программе экономического развития и при этом имеют потенциал для привлечения инвесторов. Необходимость в законопроекте о территориях опережающего развития назрела давно. Ведь все принимаемые до этого меры по развитию отдельных областей не принесли пока ощутимого результата.

Не секрет, что в России регионов, требующих развития, не так уж и мало, и прежде всего это Дальний Восток. Территория Дальневосточного федерального округа составляет чуть более 36% от всей территории РФ. Регион изобилует полезными ископаемыми, практически каждый его субъект имеет выход к морю, также он непосредственно граничит с Японией, Китаем и КНДР. При всем этом Дальний Восток почти на 40% является дотационным, а его экономические показатели в последние годы (2012-2014) падают.

Поэтому ФЗ о территориях опережающего развития направлен, прежде всего, на развитие ДФО. Согласно закону, первые 3 года ТОРы можно будет создавать исключительно на Дальнем Востоке, и только потом - в остальных регионах РФ. Уже подготовлен список из 14 площадок, которые предположительно станут территориями опережающего развития. Три из них уже утверждены: «Комсомольск», «Хабаровск» и «Надеждинская».

Условия территорий опережающего развития по законопроекту

Чем же ТОРы отличаются от остальных субъектов и территорий РФ? Закон о территориях опережающего развития предусматривает множество льгот для предпринимателей и юридических лиц, зарегистрированных в этих зонах:

  • налоговые каникулы по НДС и налогу на имущество;
  • льготные тарифы страховых взносов;
  • отсутствие частых налоговых проверок;
  • упрощенные процедуры регистрации, подключения к инфраструктуре;
  • льготные ставки по аренде;
  • свободное использование иностранного наемного труда;
  • особый режим землепользования;
  • режим свободной таможенной зоны и т. д.

Положения ФЗ о территориях опережающего развития действительно привлекательны. Неудивительно, что правительство надеется на поток инвесторов для развития регионов.

Спорные моменты

Законопроект о территориях опережающего развития вызвал немало критики. Что же послужило причиной?

  • В ФЗ о территориях опережающего развития поддержка Дальнего Востока дистанцируется от развития Сибири. В то же время многие эксперты говорят, что отдельное развитие этих регионов невозможно, поскольку они тесно связаны. При этом создание ТОРов в Сибири возможно будет только через 3 года после вступления в силу закона, а это неизбежно повлечет ее отставание от Дальнего Востока и невозможность обеспечить его возрастающие экономические и, прежде всего, логистические потребности.
  • ФЗ о территориях опережающего развития фактически отменяет право собственности в льготных регионах. В нем указано, что при необходимости земля и недвижимость могут изыматься «для развития инфраструктуры». Причем порядок принятия такого решения упрощен.
  • Закон о территориях опережающего развития снимает все ограничения по приему на работу иностранцев. В ТОРах не нужны будут разрешения на работу для иностранных граждан, на численность таких работников не распространяются обычные для России квоты. Здесь не действуют требования к размеру заработной платы иностранных высококвалифицированных специалистов. Учитывая границу региона с Китаем, нетрудно предположить, что для работодателя станет гораздо более выгодным нанимать на работу китайских рабочих и специалистов по более низким тарифам.
  • Ну и еще один спорный вопрос – это управляющие компании. Согласно закону, в их руках будут сосредоточены очень широкие полномочия, совмещения функций регулятора и участника отношений, что создает угрозу монополии власти.