Пн-пт с 9:00 до 20:00

Что даст закон о территориях опережающего развития жителям ТОР?

Законопроект о территориях опережающего развития вызвал массу споров еще на стадии обсуждения. Мало что изменилось и после его принятия и подписания Президентом. Пункты о свободном найме иностранных рабочих (без ограничений и квот), упрощенном изъятии земли и недвижимости у российских собственников, а также чрезвычайно широкие полномочия управляющих компаний до сих пор вызывают ожесточенную критику. Однако реализация ФЗ о территориях опережающего развития на практике вовсе не так страшна.

Конкуренция при приеме на работу иностранцев

Вполне закономерен страх жителей ТОРов, что их рабочие места будут заняты непритязательными иностранными рабочими и специалистами, которые привыкли работать за гораздо меньшие суммы, чем они. Особенно это касается регионов, непосредственно граничащих с Китаем. Однако в практической реализации Закона о территориях опережающего развития есть два положительных фактора:

  • развитие региона и инвестиционные вливания неизбежно приведут к новым предложениям на рынке труда, новым рабочим местам, особенно для специалистов. Соответственно, если российский специалист будет более квалифицированным, предпочтение будет отдано ему, а не иностранному гражданину.
  • Следует также учесть, что при закрепленных в действующем законопроекте о территориях опережающего развития налоговых льготах и многократно сниженных тарифах на социальные отчисления вопрос заработной платы для работодателя уже не будет стоять так остро. Резиденты будут готовы платить чуть больше за действительно ценного сотрудника.
  • Многие инвестиционные проекты изначально предусматривают договоренности о паритетных условиях найма российских и иностранных рабочих и специалистов. Например, такая ситуация – в ТОР «Кангалассы».

Отчуждение недвижимого имущества и земли

Также ФЗ о территориях опережающего развития испугал многих пунктом об изъятии земли и недвижимости для целей создания инфраструктуры ТОР. В Законе указано, что такое изъятие может быть проведено по ходатайству управляющей компании.

Несмотря на кажущуюся простоту такого действия, в законе о территориях опережающего развития не прописан действительно простой и беспроблемный порядок изъятия. А значит, отчуждение имущества будет проходить, как обычно, через суды, и представлять собой не такую уж простую процедуру. Необходимо будет убедительно обосновать такое изъятие.

Кроме того, территории опережающего развития не всегда включают в себя жилые массивы. Если взять в качестве примера тот же «Кангалассы», то из 17 гектаров его территории только 3 гектара является жилой застройкой и приходится на поселок. Причем эта площадь составляет менее 1% от всего поселка.

Социальные последствия развития

Развитие регионов в результате ведения в действие законопроекта о территориях опережающего развития неизбежно повлечет за собой социальные преимущества для жителей региона. Новые предприятия, созданные инвесторами – это не только новые рабочие места на этих предприятиях. Это также и инвестирование в социальную инфраструктуру для новых работников: детские сады, школы, больницы, спортивные и развлекательные организации, предприятия сферы услуг. Соответственно, нужны будут компании, обслуживающие эту инфраструктуру, а это – благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, да и просто еще рабочие места.

Так что не все так страшно в законе о территориях опережающего развития, как кажется на первый взгляд. Это большой шаг для развития потенциально перспективных, но в данный момент убыточных регионов.